Система прослеживаемости лекарств как мощный инструмент для контроля фармрынка. Интервью с директором ДЛС Айнурой Абалиевой
  • Интервью
  • 9:28, 10 апреля 2023
  • Просмотров: 19947
  • Обновлено: 12:00, 10 апреля 2023

«Здоровье» (АКИpress) — В Кыргызстане работает система прослеживаемости лекарственных средств, постановление вступило в силу 4 марта.

Директор Департамента лекарственных средств Айнура Абалиева в интервью АКИpress рассказала, какая работа проделана в течение месяца после запуска системы, какой получают эффект и какие международные проекты есть у Департамента.

- Уже месяц, как начала работать система. Есть ли эффект? И какой он?

- С момента запуска в систему введено достаточное количество аптек, больниц, аптечных складов и определенный перечень лекарственных средств. До того, как вступило в силу постановление, не было запрета на ввоз немаркированных препаратов. Именно по этой причине сейчас на рынке большая часть лекарств не маркированы.

Маркированные лекарства вводятся в систему прослеживаемости.

Эффект от работы мы уже увидели. Например, на карте можем проследить, какое лекарство и в каком количестве осталось в больницах и аптеках, которые уже подключены к системе.

Ряд организаций здравоохранения Баткенской и Нарынской областей подключены к системе, это доказывает, что мы видим информацию из отдаленных районов тоже. С помощью системы видно, какой запас лекарств, введенных в систему, остался в больницах, количество проданных препаратов: где продано, сколько продано, определенная серия, сколько выведено из обращения, то есть передано пациенту.

Признаться честно, сама не ожидала такого эффекта, знала, что будут определенные плюсы, но здесь реальность полностью оправдала наши ожидания. Система может дать информацию о том, в какой аптеке и по какой цене можно найти лекарство (после того, как будут подключены все аптеки, приложение будет доработано в части отображения информации по цене), и граждане могут увидеть ее посредством мобильного приложения, которое мы запустили и оно доступно для скачивания. Сейчас сложность [с мобильным приложением] в том, что только малая часть лекарств маркирована и введена в систему, по этой причине работа мобильного приложения не совсем актуальная.

Систему мы вводим поэтапно, чтобы не было дефектуры (недостатка) на рынке лекарств. В ноябре больше половины лекарств (70% и больше), которые у нас находятся на рынке, нельзя будет ввозить без маркировки. К концу года и в начале 2024 года мы ожидаем, что в системе будет достаточно большое количество лекарственных средств, мы увидим, как работает система и большое количество препаратов можно будет проследить.

Началось тестирование прослеживаемости по медицинским изделиям, планируем охватить высокотехнологичные медицинские изделия. Пилотируем стенты, которые вводятся в пораженный сосуд. Изделие дорогое, поэтому хотим промаркировать и охватить частные клиники, где широко применяется данное изделие. Если пилотный проект будет успешным, перейдем на другие высокотехнологичные медицинские изделия и ожидаем хороший эффект. Мы предполагаем, что такие изделия, возможно, завозятся неофициальным путем. По нашим ожиданиям, будет вывод достаточного количества медицинских изделий [из тени].

- А есть ли точное количество аптек и больниц, которые уже подключены к этой системе?

- Постановление вступило в силу 4 марта. За 20 дней после запуска к системе подключились 40 организаций здравоохранения, в том числе одна частная клиника, 145 аптек и 13 аптечных складов. Система отслеживает 97 наименований лекарств, 315 тыс. 671 упаковку.

- Внедрение системы заняло продолжительное время. Расскажите, кто начинал, какие условия приложило государство и заинтересованные лица. Как боролись за эту систему?

- Внедрение системы началось в 2015 году, в то время министром здравоохранения был Талант Батыралиев, он стал инициатором данной идеи. В Турции эта система работает, он видел, как она работает, так как долгое время жил в этой стране. После наблюдений и личного опыта он принес эту идею в Кыргызстан.

Внедрение системы началось с принятия постановления о концепции, процесс был разделен на три этапа. На первом этапе были созданы классификаторы, справочники – финансирование шло со стороны Всемирного банка. Работа проводилась под руководством директора Департамента лекарственных средств, тогда данный пост занимала Гульмира Шакирова.

Внедрение первого этапа было закончено в 2019 году, в рамках которого созданы справочники, классификаторы, произведена интеграция с порталом госзакупок. На втором этапе была предусмотрена оцифровка процессов Департамента и сама система прослеживаемости. Однако началась пандемия и был ряд других причин, из-за которых не были изысканы средства, поэтому работа приостановилась.

Гульмира Шакирова провела ряд переговоров и Турецкое агентство по лекарственным средствам подарило Министерству здравоохранения Кыргызстана систему стоимостью 5 млн долларов, то есть нам подарили сертификаты и ключи. На ее имплементацию – перевод, адаптацию к нашему законодательству, обучение – необходимы были средства. С 2021 года началась работа по изысканию средств на второй этап, помогал в этом вопросе Бекболот Алиев, который в то время был заместителем министра экономики.

Работа приостановилась до прихода Жапарова Акылбека Усенбековича. Когда он занимал пост министра экономики, заинтересовался этим проектом и начал поддерживать. После того, как стал председателем Кабинета министров, вышло постановление о том, что Министерство здравоохранения заключит контракт на имплементацию подаренной системы. Средства выделили, контракт заключили в марте 2022 года и началась работа по внедрению системы. На данный момент она запущена в промышленном режиме и большую поддержку оказывает действующий министр здравоохранения Баатырова Гулнара Маришовна.

Очень сложно было внедрять систему, так как было много сопротивлений. Всем известно, что предлагались еще другие варианты системы. Однако при изучении выяснилось, что они не подходят нашим условиям – наша страна маленькая и определенные вещи, которые нужны только для Кыргызстана, могут быть не выполнены, система могла не работать, а если заработает, могла привести к дефектуре лекарств. По этой причине турецкий вариант показался самым приемлемым и практика показывает, что мы выбрали самый правильный вариант.

Основа – турецкая система, но модифицирована по требованиям нашего рынка и считывает все коды, которые имеются в мире. В мире большинство препаратов маркируются, это уже тренд, так как помимо лекарств маркируется и другая продукция. Производители имеютоборудование для маркировки по требованиям российского, европейского, казахстанского, узбекистанского, турецкого,индийского рынка, те же самые технологии используют для того, чтобы маркировать и направлять лекарственные средства на наш рынок.

Для логистики и других вещей необходимо определенное время. В ноябре будет запрещен ввоз препаратов, которые есть в перечне жизненно важных лекарств и пакета госгарантий. Это составляет порядка 60-70% лекарств, которые есть на нашем рынке.

- У вас была встреча с президентом. Рассказали ли вы о системе и как она внедряется?

- Встреча была организована по вопросу созданиягосударственного предприятия «Кыргызфармация». У правительства курс на реформу сферы здравоохранения, в том числе фармацевтики. По этой причине идет комплексный подход.

Кроме системы прослеживаемости, которая дает прозрачность, автоматизацию всех процессов, создается ГП «Кыргызфармация». Предприятие будет обеспечивать все организации здравоохранения. Больницы теперь не будут проводить тендеры. «Кыргызфармация» обеспечит все больницы препаратами, так как имеет возможность заключать долгосрочные контракты с зарубежными производителями. В этом случае есть возможность снизить цену на лекарства. У нас рынок маленький, у производителей есть ценовая политика для Кыргызстана, а у «Кыргызфармации» есть возможность. Мы ожидаем, что цены на лекарства снизятся и доступность улучшится.

- На фармацевтическом рынке Кыргызстана проводится огромная реформа. Упростило ли это для Департамента лекарственных средств централизованное управление, подотчетность, прозрачность и устойчивость для обеспечения безопасности лекарств?

- Практика показывает, что система очень удобна для ценорегулирования. Есть определенный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением правительства, которым введено ценорегулирование – это 15% препаратов нашего рынка. Высчитываются оптовые и розничные цены, это можно увидеть на сайте Департамента. Если препарат входит в данный перечень, нельзя продавать выше той цены, которая указана на сайте – предусмотрен штраф.

В нашем отделе, который занимается мониторингом цен,работают всего 4 человека и не хватает ресурсов для проверки. У нас в Кыргызстане порядка 4 тыс. аптек и практически проведение мониторинга не представляется возможным. Автоматизация в системе прослеживаемости не даст продать препарат выше той цены, которая указана в электронном каталоге. В мобильном приложении будет интерактивная карта для населения, где и по какой цене есть лекарства.

На сегодня на утверждении в Администрации президента находится новое постановление, в котором около 50% лекарств будут подлежать регулированию. То есть количество лекарств будет увеличено с 15% до 50%.

Система помогает в борьбе с аптечной наркоманией. Наркотические, психотропные лекарственные средства и средства « аптечной наркомании» промаркировали, ввели в систему. Мы видим движения этих лекарств, которые завезены в страну официально. То есть система прослеживаемости помогает с проверками.

В рамках второго этапа предусмотрена оцифровка процессов Департамента — основные два процесса. Работа идет, скоро запустим в тестовом режиме, там тоже очень много автоматизации и прозрачности. Ожидаем, что будет хороший эффект.

Сейчас у нас большой фокус на то, чтобы внедрить систему менеджмента качества в Департаменте лекарственных средств. Это для того, чтобы наши процессы управлялись быстро, легко, прозрачно, минимизировать риски коррупции и, чтобы заявители были довольны. Фокус на автоматизацию и управление процессами.

- Вы недавно назначены на пост директора Департамента. Можете рассказать про свои планы. Что планируете изменить в работе Департамента?

- Уже 4 месяца, как я назначена директором Департамента. За это время:

• 6 постановлений уже вышло,

• 3 постановления находятся на рассмотрении и утверждении в Администрации президента,

• 2 постановления на согласовании,

• порядка 5 постановлений в разработке.

Это достаточно большой объем. Процессы полностью пересматриваются. Есть много коллизий в законодательстве, которые не дают нам правильно работать, что является причиной недостаточной эффективности нашей работы, приводит к коррупционным рискам. Мы пересматриваем законодательство, что является достаточно большой работой.

В рамках второго этапа внедрения системы изыскиваем средства на оцифровку остальных процессов Департамента, в том числе и лаборатории. Правильная оцифровка достаточно дорогая, необходимо выбрать хороший софт. Ведем переговоры.

Недавно у меня был визит в Корею. В течение года у нас идет работа по изысканию средств на строительство токсикологической лаборатории, которой у нас в стране нет. Мы подали проект, в рамках этого во время поездки мы провели переговоры и еще некоторые вопросы надо доделать. Дали подтверждение, что если будет сделано все необходимое, обещают начать строительство лаборатории с 2025 года. Проект сам стоит 8,5 млн долларов. Также прошла встреча с корейским регуляторным органом, который считается одним из сильных в мире, предварительно достигнута договоренность о сотрудничестве в поднятии экспертного потенциала Департамента и обмена опытом.Корея развитая страна, инвестиций очень много.

Очень большая поддержка со стороны Всемирной организации здравоохранения. С их стороны проводится обучение, есть проекты. Я ранее уже сказала про систему менеджмента качества в Департаменте, она внедряется с помощью ВОЗ.

В ВОЗ есть оценочный инструмент «Бенчмаркинг», регуляторный орган заполняет его и определяется уровень зрелости, на котором находится регулятор. Всего три уровня. В рамках оценки выясняется, что нужно доделать, разрабатывается план развития. Сейчас мы проводим самооценку, ожидаем, что в конце года будет [оценка] со стороны ВОЗ.

Мы подали заявку на преквалификацию ВОЗ нашей лаборатории, сейчас ведется работа по подготовке – это длительный и долгий процесс.

В целом наша организация является экспертной и сотрудники должны постоянно обучаться, так как в мире каждый день появляется что-то новое, какие-то требования, лекарства, медицинские изделия. Поэтому у нас фокус на том, чтобы эксперты обучались и обменивались опытом.

Департамент состоит в нескольких международных организациях. Недавно провели переговоры и хотим начать работу с индийским регулятором через посольство. Он тоже считается достаточно сильным, хотим познакомиться с их работой и у них есть обучающие тренинги.

Мы импортозависимая страна, так как в Кыргызстан 95% лекарств завозится, Акылбек Усенбекович поставил задачу, чтобы не зависели от импорта и развивали свое производство. В последнее время очень много желающих, которые хотят построить заводы в Кыргызстане. У правительства в планах в течение трех лет – свои заводы, свое производство и меньше импорта, государственное предприятие будет заниматься закупкой лекарств для больниц и будет отслеживаться движение лекарств с помощью системы прослеживаемости.

На третьем этапе системы прослеживаемости лекарственных средств создадим электронный рецепт. На данный момент мы в системе видим только то, что и когда передано в отделения. Но пока не видно, какому пациенту ушло лекарство.

Во время встречи с президентом и председателем Кабмина было дано задание начать внедрение третьего этапа. Мы сейчас готовим нормативно-правовые акты, начинаем работу в этом направлении. В течение шести месяцев после выделения денежных средств и заключения контракта мы сможем внедрить электронный рецепт. Система поможет проследить движение лекарства до каждого пациента. Тогда у нас будет полный контроль, полная прослеживаемость. Система обеспечит контроль адресности страховых средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Криминал и происшествия в Кыргызстане – в нашем Телеграм-канале @svodka_akipress

Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения
Комментарии
Для добавления комментария авторизуйтесь
Специалисты рассказали, как распознать гепатит А Если один член семьи заболевает гепатитом, обследование должны пройти все, - врач Как кыргызстанцы заболевают вирусными гепатитами? Пояснение врача За три месяца в медучреждения обратились 156 человек из-за укуса клещей Врач назвал 3 предупреждающих знака для срочного обращения к терапевту Женщины часто оказываются в более уязвимом положении перед туберкулезом, - медики Сезон кишечной инфекции. Эпидемиологии рассказали о профилактике пищевых отравлений
×