Мы будем идти точечно, то есть не станем говорить о массовой вакцинации, - глава Центра иммунопрофилактики Г.Ишенапысова о новой информационной стратегии (интервью)
  • Интервью
  • 14:43, 01 ноября 2021
  • Просмотров: 7581
  • Обновлено: 15:27, 01 ноября 2021

«Здоровье» (АКИpress) — Директор Республиканского центра иммунопрофилактики Гульбара Ишенапысова в интервью АКИpress рассказала о кампании вакцинации от коронавируса в Кыргызстане.

- По вашему мнению, в чем причина низкого темпа вакцинации в последнее время?

- С апреля мы начали кампанию вакцинацию от коронавируса, у нас были небольшие дозы вакцины «Синофарм», которые поступили в качестве гуманитарной помощи. Мы работали с приоритетными группами. С доступом к большим дозам страна объявила о массовой кампании по вакцинации.

На сегодня мы охватили первой дозой 43% целевой группы и второй дозой – 33%. Наша целевая группа — 2 млн 400 тыс. человек. Хочу отметить, что мы достигли показателей Всемирной организации здравоохранения, то есть мы охватили 10% общей численности населения.

Темпы вакцинации были ожидаемы, потому что это не первая кампания в нашей стране: внедрили календарь прививок для детей и взрослого населения, проводили кампанию против кори, полиомиелита.

Но здесь мы работали в период пандемии и принимались экстренные меры и решения. В начале было много сомнений по профилю безопасности, эффективности. У населения была информация о том, что вакцина разрабатывалась не 10-15 лет, как другие препараты.

Уже с июля началась массовая вакцинация, то есть были доступны виды вакцины и темпы вакцинации были активными. Мы имеем такую тенденцию снижения, то есть, когда доходит до 30% [вакцинировавшихся], то темпы могут снизиться. Спрос начал расти уже к другим вакцинам, которых не было в стране на тот период.

С поступлением вакцины Pfizer наш кол-центр получает много обращений, так как граждане ждали эту вакцину, потому что у людей было больше информации, и эффективность данного препарата достигает до 90%, а также можно применять и для детей. Это те вакцины, которые первыми вошли в список ВОЗ. И население, и мы, специалисты, наблюдали, что после данной вакцины были наименее серьезные побочные проявления.

Мы будем продолжать, мы увидели свои риски и недоработки. Все это касается коммуникации и соцмобилизации. Мы отслеживаем все коммуникационные стратегии других стран, была делегация из Узбекистана, которая тоже поделилась с опытом. Мы надеемся, что опыт других стран и наш опыт поможет нам ускорить темп вакцинации.

- Какие основные причины, почему остальная часть населения с недоверием относится к вакцинации? Были какие-нибудь исследования, опросы?

- Исследований не было, но по опыту скажу, что очень много искаженной информации. В регионах население прислушиваются к мнению медиков, органов местного самоуправления. Не только наш центр работает, есть указ президента от февраля и работает целый штаб, который координирует с нынешним Кабинетом министров. Это социальная мобилизация всех структур и ведомств.

По вакцинации целевых групп Нарынская область достигла 58%, Ошская область — 54%. Наименьшее в Бишкеке — 27% и в Чуйской области — 28%, и по первой, и по второй дозе не можем достигнуть 30% охвата.

Мы проводим мониторинг обращений, население прислушивается к СМИ. Если я скажу что-то как специалист, то к этому добавляется необоснованная информация. Городское население задает вопросы по безопасности, эффективности вакцинации и ждет той вакцины, которой не было. Мы проводили разъяснительные работы, что все вакцины против коронавируса, поступившие в страну, все снижают смертность и тяжелое течение заболевания. У страны должна быть одна политика в подаче информации, потому что во время первого этапа вакцинации был смертельный случай консула, из которого сделали большую пиар-компанию. Мы показывали, что в системе вакцинации нет этого человека. В течение двух недель пришлось обосновывать, что он не получал вакцину.

У нас есть система реестра, чтобы все было прозрачно и достоверно. После вакцины могут быть побочные проявления, но несерьезные: головная боль, повышение температуры, боль в месте инъекции и так далее. Мы говорили, что серьезных побочных эффектов и летальных случаев нет. Это населению преподносили так, как будто кто-то умер от вакцины или что от вакцины столько-то серьезных побочных проявлений. Все это влияло на кампанию. Сейчас ко всем СМИ обращаемся, чтобы вели единую политику, так как это наша страна и мы должны поддерживать. В других странах привлекли СМИ, больше их обучили, когда запустили свои пиар-кампании, и получили больше результатов.

Всемирный банк тоже будет поддерживать, у нас было до этого пиар-кампания, которую продвигали. Мы будем идти точечно, то есть не станем говорить о массовой вакцинации, у нас в приоритете лица от 60 лет до 85 лет. Это группа риска и мы в этой группе не можем достичь 40% охвата, только 20% охватили. Достигли результат по педагогам, когда готовились к открытию школ. Минобразования поработало со своими специалистами и достигли до 70% охвата, чтобы 15 сентября все школы начали работать в традиционном режиме. С медиками тоже поработали, им объясняли, что если они работают в красной зоне, в инфекционном отделении или в скорой помощи, то они должны быть бдительными и вакцинироваться. Вакцинацией медиков охватили еще в мае. Остались те медработники, у которых были медотводы или переболевшие, которые ждут, когда пройдет 6-8 месяцев.

- Можно ли говорить, что недоверие к этой кампании является одним из основных причин низкого темпа вакцинации и поэтому какая-то часть не стремится прививаться?

- Конечно. Недоверие есть по срокам разработки вакцины, к производителям. В начале думали, что Китай проводит на нас какие-то испытания. Такого не было, потому что китайская вакцина является одной из первых вакцин и мы исследовали их результаты. К тому времени, когда вакцина к нам поступила, Китай охватил около млрд человек данным препаратом. Также вакцина входила в список ВОЗ, и уже 7 мая получила одобрение от организации здравоохранения.

Население быстро поняло это. Было недоверие к AstraZeneca, так как в Норвегии и Дании у граждан был тромбоз после вакцинации. После регистрации такого случая применение вакцины временно приостанавливается и выясняются причинно-следственные связи. Европейские страны снова начали вакцинироваться именно AstraZeneca и достигли 70% охвата именно с этим препаратом. Вот такие ситуации старались доводить до граждан.

Стали готовиться к каждому случаю, а сейчас, думаю, что недоверие все же будет. Сейчас спрос на Pfizer высок, все спрашивают. Если мы детей начнем прививать, то спрос будет повышаться.

- Вопрос вакцинации детей поднимается?

- Да. Поступила та вакцина, которая в Америке была предложена детям старше 12 лет. Мы получили официальную инструкцию к вакцине Pfizer. Вопрос вакцинации детей рассмотрим, занимаемся логистикой, сперва будем прививать взрослое население и ждать рекомендации от ВОЗ, будем проводить мониторинг результатов других стран. После всего этого примем решение.

- Вы сейчас делаете какие-то изменения в информационной кампании? Какие еще изменения будут и с чем вызваны такие изменения?

- В правительстве предлагали постановление, изменение в постановление №800 от 2001 года в реализации закона об иммунопрофилактике по эпидемиологическим показаниям. Вакцина от коронавируса проводится по эпидемиологическим показаниям, как и против гриппа. Возможно, по эпидпоказаниям вакцина от коронавируса может быть ежегодной. В этом постановлении говорилось, что сотрудники сферы образования, медицины в обязательном порядке должны прививаться от плановой вакцинации, то есть это декретированный контингент. На сегодня внесено изменение в это постановление, мы кампанию начали с приоритетных групп: медики, соцработники, педагоги, сотрудники силовых структур, лица старше 60 лет и другие. Это приоритетная группа — 1,6 млн человек и охватили 20%.

Мы видим, что по лицам старше 60 лет не достигли такого уровня и поэтому мы будем идти по ним. Вышло постановление, которое уже в реализации, то есть работники сферы культуры должны вакцинироваться. По предварительным данным, это более 30 тыс. человек. Они должны получить вакцину как лицо, оказывающее услугу. В других странах были такие постановления, когда вакцинировали сотрудников сферы услуги. Мы сейчас будем вакцинировать работников сферы культуры и потом, возможно, начнем прививать работников сферы торговли, таксистов, парикмахеров и так далее. Это у нас будет поэтапный подход.

- Какие еще ожидаются поставки вакцины?

- Мы с 2020 года вошли в глобальный механизм COVAX. Туда тоже просто так не входишь, ты выполняешь обязательства страны. Они смотрят на готовность системы здравоохранения в целом. В феврале с утверждением плана развертывания вакцинации обосновали, что страна готова принять поставки от механизма COVAX — 2,6 млн доз вакцины.

Но механизм немного запоздал, потому что были глобальные недопоставки и стал отправлять в те страны, где была критическая эпидситуация. Индия должна была поставить наши первые дозы, но из-за эпидситуации они запоздали. Эти дозы были доступны только 1 августа. К тому периоду были 5 раундов распределения, в которые мы попали, но есть еще 10 раундов. Pfizer — это шестой раунд распределения, а седьмой — «Синофарм». Мы ожидаем восьмой и девятой раунды распределения.

COVAX проинформировал наш Минздрав о том, что мы в приоритете и будут поставлять вакцины еще в 2022 году. В начале 2022 года мы ожидаем «Модерну», также согласились на Pfizer, если будем прививать детей. Раньше было так, что COVAX предоставлял любую вакцину и мы брали, потому что у страны не было выбора и был только один критерий, что вакцины одобрены ВОЗ. А сейчас мы вошли в портал этого механизма, где уже даем свои предпочтения: нам нужен Pfizer или «Модерна», так как идет спрос на них и говорим о своих объемах.

От AstraZeneca, которую нам дали в двухмесячном сроком, мы не могли отказаться. Теперь мы указываем, что нам нужна вакцина сроком от 6 месяцев до одного года, поэтому начали поступать вакцины до 2023 года и в последующем сроки будем писать сами.

- Хотел бы уточнить по AstraZeneca. То есть срок годности повлиял на то, что вакцины испортились или все же мы тоже не были готовы переработать этот объем?

- Объемы были всего 226 тыс. и мы же предлагали населению эти объемы в двухмесячном сроке. Распределение вакцины на неделю не удлиняем, если даже ночью, доставляем в регионы. Тогда уже прививка вакциной «Синофарм» массово проводилась, случай с военнослужащими в Жалал-Абаде плохо повлиял. Вакцинацию AstraZeneca приостановили на неделю. Во время расследования выяснили, что была реакция организма на вакцину и были несерьезные побочные проявления. После недели мы возобновили. Тогда спрос уже был на «Синофарм». Мы говорили о сроках AstraZeneca, предупреждали. Там еще есть разлив, так как вакцина шестидозная. Мы предупреждали COVAX о сроках, потому что у страны были закупленные вакцины, так как мы не ожидали поставки от механизма в июне-июле. В принципе COVAX принял это и не только мы пошли на списание. В последующем написали COVAX, что с учетом больших объемов в стране предоставлять вакцины сроком до одного года. Pfizer получили с шестимесячным сроком и мы надеемся, что успеем использовать вакцины в эти сроки.

- Сколько доз вакцины AstraZeneca списали?

- Мы получили 226 тыс. доз, из них 100 тыс. доз использовали, также есть учет разлива. С учетом этого спишем до 80 тыс. доз вакцины.

- В последние 70 лет получаем вакцины с рождения. Какие вакцины мы получаем сегодня? Механизм ведь одинаковый, что и у с коронавирусом.

- Вакцину в рамках календаря мы планируем, для этого из республиканского бюджета выделяются средства, доноры нам помогают. Это налаженная система и население к этому привыкло. Хотя есть до 8 тыс. человек, которые ежегодно отказываются, из них 60% по религиозным убеждениям. Мы над этим работали и граждане знают, что против 12 инфекций с рождения надо получить вакцину. В целом относительно коронавирусной вакцины повлияло слово пандемия, так как это новый вид вируса, который привлек санитарные нормы, быстрые решения по вакцинации и их внедрение.

- Хотя эти вакцины похожи и не отличаются друг от друга?

- Инактивированная вакцина «Синофарм» — такая же, как гриппозная и полиомиелитная вакцина. В составе адсорбированной вакцины те же адъюванты, консерванты, микроорганизмы, разрабатываются на ДНК или РНК. Это одно и то же, что-то новое ведь не вырабатывается, тут несение информации в иммунную систему: структура на какой вирус и как повлияет. А коронавирус — новый и агрессивный, подлежит мутацию. Вирус имел 35 видов, но именно SARS-COV-2 — новый.

- Есть ли последние данные по коллективному иммунитету? Какой процент мы достигли?

- Мы говорим, что для коллективного иммунитета необходимо охватить 70%, то есть 2,2 млн человек. Мы вакцинировали первой дозой более 970 тыс. человек, второй дозой более 740 тыс. человек, в процентах — 43 и 33. Мы будем считать окончательно по второй дозе, чтобы говорить: охвачено 70%.

- Если добавлять тех, которые переболели?

- По рекомендации ВОЗ и нашим нормативным документам мы не стали брать этот критерий. К тому времени были данные исследования наших коллег НПО «Профилактическая медицина». Согласно данным, переболели 30,8% населения — 1,8 млн человек. Если бы сконцентрировались на этих цифрах, то потеряли бы большое количество и не стали предлагать населению проверять антитела перед вакцинацией.

- Что вы можете сказать тем, кто говорит, что вакцина помогает избежать тяжелых и летальных случаев, а переболевшие уже избежали такого и могут не вакцинироваться?

- Переболевшим лицам мы говорим, что после 6-8 месяцев нужно идти на вакцинацию. Еще раз говорю, что антитела для вакцинации — не показатель. Это для себя человек узнает. Поэтому мы рекомендуем после полного выздоровления получить вакцину. Есть случаи, когда повторно заражаются и каждый гражданин должен вакцинироваться.

- Существует вероятность, что при повторном заражении человек может заболеть тяжелее?

- Конечно, мы говорим, что эти вакцины на 100% не остановят эту пандемию, есть другие методы ее остановить: личная гигиена, дистанция, профилактические меры. Мы не говорим, что после вакцинации можно не соблюдать санитарные нормы, сейчас очень плачевно, что граждане не прислушиваются к рекомендациям медиков. Наблюдается рост заболевания. Мы не предлагаем населению все эти исследования, а предлагаем вакцинацию.

- Когда прогнозируете четвертую волну COVID?

- Не в моей компетенции говорить про прогнозы, но как эпидемиолог и медик могу сказать, что в ноябре, возможно, будет рост заболевания. Сейчас подъемы незначительные, поэтому к ноябрю-декабрю население должно быть вакцинировано хотя бы на 60%.

- Как вы посчитали целевую группу?

- По данным Нацстаткома, у нас население 6,6 млн человек. Вы знаете внешнюю миграцию, которая составляет 840 тыс. человек и мы их отнимаем. Мы также отнимаем нашу демографическую группу, это дети до 18 лет — 2,5 млн. Мы убрали эти группы и более 3 млн получается, как общая численность населения и по рекомендации ВОЗ от этой мы сделали 70%, но расчеты по всем регионам и для городов сделали именно 70% охвата с 18 лет до 85 лет.

- С 15 сентября открылись школы и вузы. Как это повлияла на динамику вакцинации?

- С 15 сентября мы начали просить студентов проходить вакцинацию от коронавируса. Сейчас, по данным Минобразования, в детских садах обслуживающий персонал вакцинирован до 70%. В этом году подъем ОРВИ и гриппа начался раньше, протекает тяжелее. У детей пневмония, вызванная не коронавирусом, а именно сезонным вирусом. Дети пока что прививаются только от гриппа.

Данный материал создавался частично на средства Программы малых грантов для выпускников обменных программ, финансируемых Правительством США. Программа малых грантов администрируется Американскими Советами по международному образованию: АСПРЯЛ/АКСЕЛС. Данный материал не обязательно отражает мнение Посольства США в Кыргызской Республике или Американских Советов по международному образованию.

За событиями в Центральной Азии и в мире следите через Телеграм-канал @centralasiamedia

Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения
Комментарии
Для добавления комментария авторизуйтесь
Специалисты рассказали, как распознать гепатит А Если один член семьи заболевает гепатитом, обследование должны пройти все, - врач Как кыргызстанцы заболевают вирусными гепатитами? Пояснение врача За три месяца в медучреждения обратились 156 человек из-за укуса клещей Врач назвал 3 предупреждающих знака для срочного обращения к терапевту Женщины часто оказываются в более уязвимом положении перед туберкулезом, - медики Сезон кишечной инфекции. Эпидемиологии рассказали о профилактике пищевых отравлений
×