«Моя жизнь будто потеряла смысл». Как кыргызстанцы игнорируют свое психическое здоровье

Жылдыз 39 лет. Несколько лет тому назад она разошлась со своим мужем. Причина разрыва семьи банальна и проста — не сошлись характерами. Развод Жылдыз переживала тяжело, но ради детей нужно было продолжать жить дальше. Некоторое время спустя женщина взяла себя в руки и решила открыть собственное дело, но что-то пошло не так и она разорилась, потеряла крупную сумму денег. Вскоре произошла другая, невосполнимая утрата — умер брат.

Смерть близкого человека окончательно выбила Жылдыз из колеи. Тревога, плаксивость, постоянное чувство слабости, усталости сопровождали ее. В какой-то момент ей просто стало больно дышать. Мысли Жылдыз кружились как карусель. Она начала осознавать, насколько ничтожна ее жизнь, а годы потеряны зря. Боль в душе съедала ее изнутри, а по ночам мучила бессонница.

«Моя жизнь будто потеряла смысл, она стала бесперспективной и унылой. Я закрылась ото всех, я стала сама по себе... не знаю, что едят мои дети, в чем они ходят в школу. Понимаю, я плохая мать, но мне уже все равно...»

Окружающие не понимали ее: «Возьми себя в руки», «Ты мать, займись детьми, работой и все пройдет», - твердили они в один голос...

Но это жуткое состояние не проходило само… оно не покидало ее. Женщина понимала, что ей нужна помощь специалиста, и, несмотря на страхи, что ее примут за сумасшедшую, что скажут люди, она обратилась к психотерапевту. Ей диагностировали депрессию.

«Депрессия не признак слабости или дурного характера и не проявление лени, а серьезная болезнь, которую можно и нужно лечить», - сообщил ей доктор.

Сколько всего людей с психическими расстройствами в Кыргызстане?

Депрессия — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие.

Уже сейчас в Кыргызстане наблюдается тревожный рост психических заболеваний. Если в 2009 году количество пациентов, ставших на учет, составило 6 тыс., то в 2017 году к врачам обратилось почти в два раза больше людей. Цифры говорят, что заболеваемость психическими расстройствами среди населения активно растет начиная с 2014 года.

По данным ВОЗ, бремя психических расстройств в мире продолжает расти, тем самым оказывая заметное влияние на системы здравоохранения по всему миру.

И это только статистика государственных больниц. В реальности цифры еще больше, поскольку пациенты частных клиник остаются за бортом официальной статистики. «В государственные больницы за помощью обращаются чаще всего люди со средним и низким уровнем дохода, а стигма (клеймо, ярлык — прим. ред.) в отношении пациентов с психическими расстройствами по-прежнему остается очень высокой», - поясняют врачи.

Более того, многие люди из-за той же боязни осуждения окружающих попросту не ходят к специалистам, ни к частным, ни к государственным. Они считают, что нет смысла уделять этому время, а плохое самочувствие пройдет само собой. Таким образом, настоящая картина психического здоровья населения страны становится неполной.

«Ни одно другое состояние здоровья человечество не игнорирует так сильно, как психическое здоровье», - говорится в отчете Комиссии по глобальному психическому здоровью и устойчивому развитию.

Никто не застрахован

«Стресс и выраженную психоэмоциональную нагрузку могут спровоцировать семейные неурядицы, потеря работы, финансовые проблемы, смерть близкого человека, сложное заболевание, послеродовой период, травмы, ДТП», - поясняет Айбек Мукамбетов, директор программы по здравоохранению Фонда «Сорос-Кыргызстан», который сам работал психотерапевтом в РЦПЗ. Он также сообщает, что в Кыргызстане часто выявляются случаи послеродовой депрессии, которые вовремя не были диагностированы.

К психическим расстройствам, помимо депрессии, относятся биполярное аффективное расстройство, шизофрения, деменция, умственная отсталость и расстройства развития.

Остановимся на депрессии. Существует три степени заболевания. Бывает легкая депрессия, которая лечится относительно быстро, а лежать в больнице пациентам необязательно. Они лечатся в условиях поликлиники или на дому. А бывает тяжелая, которую нужно лечить месяцами в стационаре (больницах). Самое сложное, когда болезнь обретает хронический характер.

«Каждый человек подвержен [психическим расстройствам — прим. ред] и никто от этого не застрахован. Бывают даже случаи, когда на фоне полного благополучия пациенты получают такие диагнозы. Но они единичны и проявляются на первых стадиях», - сообщает Айгуль Мамбетова, заведующая отделением Республиканского центра психического здоровья (РЦПЗ).

Нам не до вас...

В 2018 году была принята госпрограмма по охране психического здоровья граждан. По словам экспертов, она была написана очень хорошо с охватом интересов всех категорий и возрастов граждан. Однако, тот факт, что программа хорошо расписана, далеко не означает, что будет реализована полностью. По предварительным подсчетам экспертов, на ее реализацию требуется сумма в размере 242,9 млн сомов. В реальности же государство в состоянии выделить лишь 69,3 млн сомов, то есть меньше трети от необходимых средств.

А это означает, что два из трех пунктов госпрограммы останутся лишь на бумаге.

«В приоритетах государства в сфере здравоохранения всегда было снижение смертности среди матерей и детей. Далее по списку идет снижение сердечно-сосудистых заболеваний, борьба со СПИД/ВИЧ, туберкулезом. Что же касается психического здоровья граждан, оно всегда было и остается чуть ли не на самом последнем месте», - говорит Мукамбетов.

Мужское-женское

Если верить статистике, женщины более подвержены психическим расстройствам. Так, в 2017 году в Республиканский центр психического здоровья обратились 4,5 тыс. мужчин и почти 5 тыс. женщин. Однако, в реальности женщины просто чаще обращаются к врачам.

Ведь, как отмечает Директор Республиканского центра психического здоровья (РЦПЗ) Ураимжан Исмаилов, мужчины пытаются справляются со стрессом, прибегая к алкоголю. И данные наркологической службы подтверждают его слова. Более того, по статистике мужской алкоголизм выше женского почти в 8 раз.

В целом за последние 6 лет мы видим незначительный спад количества людей, ставших на учет по алкогольной зависимости. Но это вовсе не означает, что люди стали меньше пить. По данным Республиканского центра наркологии, с 2015 года увеличилось количество людей, желающих пройти лечение на конфиденциальной основе. Эти люди не попадают в общую статистику.

То, что мужчины замалчивают стресс, видно не только в данных наркологии — мужчины чаще в 4-5 раз, чем женщины, заканчивают жизнь самоубийством. Психические расстройства напрямую не связаны с суицидом, но выступают как один из возможных факторов.

Врачи утверждают, что чем раньше пациент обратится за помощью, тем быстрее и дешевле можно его вылечить. Ежегодно в Кыргызстане более 500 человек кончают жизнь самоубийством. Может быть, при своевременном обращении за помощью кто-то не попал бы в эту статистику.

Эффективные меры

Затрудняет доступ к врачебной помощи и тот факт, что в местных поликлиниках не было психиатров: людям приходилось ехать на консультацию в областные центры.

С 2012 года при поддержке международных доноров в регионах начали свою работу мультидисциплинарные команды (МДК) В состав МДК вошли психиатры, психологи и патронажные медсестры. Они работали на местах и оказывали людям помощь по месту жительства. Оказание помощи на местах позволило выявить проблемы на ранних этапах. Люди стали реже обращаться в стационары, что уменьшило расходы государства и самих пациентов на лечение. Но самое главное, получая помощь вне психиатрических стационаров, пациенты меньше подвергались стигме со стороны общества.

В 2018 году общественный фонд «Институт социального развития» провел исследование и выявил, что лечение в МДК обходится в 42 раза дешевле, чем если бы пациент лежал в больнице. Так, один курс лечения в МДК обходится менее чем в тысячу сомов, а в больнице - более 40 тысяч. Таким образом, экономический эффект от МДК был довольно внушительным.

айзада тома

Айзада Тома для проекта «Поддержка реализации МЗ КР в создании служб охраны психического здоровья на уровне сообществ».

айзада тома

Айзада Тома для проекта «Поддержка реализации МЗ КР в создании служб охраны психического здоровья на уровне сообществ».

айзада тома

Айзада Тома для проекта «Поддержка реализации МЗ КР в создании служб охраны психического здоровья на уровне сообществ».

айзада тома

Айзада Тома для проекта «Поддержка реализации МЗ КР в создании служб охраны психического здоровья на уровне сообществ».

Исследование также показало, что из-за сокращения числа госпитализаций в больнице государству удалось сэкономить 88 млн сомов. Люди стали меньше находиться в стационарах, в результате чего было сэкономлено 230 млн сомов.

Согласно тому же исследованию, работа МДК помогла не только сэкономить огромные средства, но также принесла хороший результат в самом лечении пациентов. Многие, кто проходил курс лечения в МДК, положительно отзывались о них. Ведь им уже не приходилось лежать в больницах, отрываться от своих семей и подвергаться осуждениям окружающих. Они получали лечение в местных поликлиниках.

Несмотря на все положительные результаты, 11 МДК, которые работали по сентябрь 2019 года, сворачивают свою деятельность из-за того, что проект подошел к концу. Фонд обязательного медицинского страхования уверяет, что с января 2020 года возьмется за финансирование 8 МДК. Однако, для республики этого мало.

«В стране работают 64 Центра семейной медицины, соответственно, для эффективной охраны психического здоровья населения необходимо, чтобы МДК была в каждом ЦСМ», - говорит психиатр Лилия Пантелеева.

Болезнь Жылдыз позади

Чем же закончилась история Жылдыз? Лечение женщины продлилось порядка 3-х месяцев. Все это время она принимала антидепрессанты. Сейчас с ней все хорошо. Она вернулась на прежнюю работу. Сейчас она счастливая мать, женщина, любящая жизнь, а несчастная и раздражительная Жылдыз, которая могла часами бессильно сидеть на диване, срывалась на детях и плакала, осталась в прошлом...

Женщина сильно жалеет, что столько времени попросту мучила как себя, так и своих близких: «Нужно было мне раньше обратиться к врачу, а не затягивать с лечением».


Несмотря на то, что депрессия — это распространенное состояние, которое может развиться у любого человека на любом этапе жизни, ее по-прежнему не всегда распознают и не всегда лечат. Мы предлагаем вам пройти тест, чтобы определить, нет ли у вас депрессии.

Над материалом работали: Асель Сооронбаева, Назигуль Джусупова.

Дата редакторы: Анастасия Валеева, Чолпон Узакбаева.

Иллюстрация на главной странице: Ксения Милохова.

Данная публикация создана стипендиатами программы по дата-журналистике проекта "Медиа-К" "Интерньюс в Кыргызстане", реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве со Всемирным банком и IDEM. Ментором программы выступает Анастасия Валеева. Мнения и выводы в материале не обязательно отражают мнение "Интерньюс" и его партнеров.

А ты подписан на наш Инстаграм-канал @akipress?

Комментарии