Скорая помощь катастрофически нуждается в помощи, - глава Центра экстренной помощи И.Шаяхметов
Главное фото

«Здоровье» (АКИpress) — В бывшей службе Скорой помощи, теперь уже Центре экстренной медицины, сложилась катастрофическая ситуация. Только за октябрь-ноябрь уволились 7 человек. И это в преддверии зимнего периода, когда уровень заболевания населения Бишкека увеличивается. Скорая помощь не может охватить все население Бишкека, потому что сегодня это физически невозможно.

Директор Центра Искендер Шаяхметов поделился с АКИpress проблемами и возможными путями их решений:

- Условия труда у нас очень сложные, заработная плата, несмотря на надбавку мэрии в 4 тыс. сомов для врачей и 2,5 тыс. для фельдшеров и санитаров, низкая.

В стационарах есть надбавка за пролеченные случаи. У нас такого нет. На сегодня у нас свободны 70 врачебных ставок, 47 фельдшерский ставок. Из-за того, что врачей не хватает, мы не можем набирать фельдшеров, поскольку бригады состоят из врача и фельдшера.

Если рассмотреть по специализированным бригадам: кардиологическая, неврологическая педиатрическая, реанимационная.

10 ставок педиатров — детские врачи, 8 ставок — кардиологов, 2 — реанимации. В реанимации — более или менее за счет внешних ставок — это клинические ординаторы второго года. Там у нас активный заведующий Егор Борисов, он подтягивает клинических ординаторов второго года и за счет них мы выезжаем. Также психиатры — там катастрофическая ситуация: 10 врачебных ставок на 2 бригады. То есть у нас через день-два практически всего одна бригада работает. А также 39 врачебных ставок свободны в линейной подстанции.

Искендер Шаяхметов

Специальность «врач скорой помощи», которой нет

- Скорее всего, стартовая причина заключена в том, что нет плановой подготовки врачей скорой помощи. Я эту проблему ставил перед министром. Сегодня готовят врачей общей практики для первичного звена. Но они только сейчас начали готовиться. К сожалению, сейчас специальности «врач неотложной помощи» нет. Раньше это было, я сам отучился на врача скорой помощи.

Я предлагаю Минздраву пилотно сделать хотя бы один выпуск для нас. Но, к сожалению, есть определенные нюансы, поскольку стратегия министерства сейчас направлена на врачей общей практики. Но они сегодня только набираются.

Очень много врачей узкой специальности не могут найти работу. Они временно у нас работают — но это внешние совместители. Я думаю, что без волевого решения и поддержки Министерства здравоохранения сегодня мы вопрос дефицита скорой помощи сами не сможем решить. Все об этом знают, помогают. К примеру, мэрия Бишкека из городского бюджета нам доплачивает по 4 тыс. сомов врачам и 2,5 тыс. фельдшерам плюс к этому 40 мест нам дали депозит молодого специалиста. 20 мест для врачей и 20 мест для фельдшеров. Это означает, что врачи получают по 6 тыс. в месяц поверх зарплаты, фельдшера — 5 тыс. Но там условие такое, что они должны проработать 3 года. Мы заключаем договор с молодым специалистом и мэрией, после чего молодому специалисту открывается счет в банке и туда отчисляются деньги. По истечении 3 лет они получают всю сумму. Конечно, это тоже стимулирующий момент. Но проблема в том, что мэрия готова оплачивать деньги, но специалистов нет. Условия труда тяжелые. Но опять же, в этом плане тоже много делается. Предположим, недавно открыли 4-ю подстанцию Центра экстренной помощи по бульвару Молодой Гвардии. Прекрасный ремонт сделали. Раньше 4-я подстанция находилась на пересечении улиц Дэн Сяопина и Сельсоветской. Там в одной комнате кушетка к кушетке по 4 человека спали впритык. Там диспетчерская была и как столовая. Но здесь, в новом здании, у каждой бригады отдельная комната по 2 кровати. У них прекрасная ординаторская, прекрасное, теплое помещение. Мэрия затратила 3,6 млн сомов на ремонт и почти на 600 тыс. сомов закупила мебель.

Маленькая зарплата

- В Кыргызстане ставка врача, отучившегося 8 лет, составляет 5 тыс. сомов. Фельдшер и медсестра, которые отучились 3 года, получают 4,5 тыс. сомов. С учетом надбавки мэрии врач Центра экстренной помощи получает 9 тыс. 270 сомов.

За октябрь и половину ноября уволились 7 человек. 29 ноября на весь город работали 2 кардиологические бригады на 1,2 млн человек.

По расчетам, на 1 бригаду должно приходится 10 тыс. жителей. У нас в Бишкеке приписано 1 млн 245 тыс. человек — нужно 124 бригады. У нас их 38. То есть в три раза меньше. Поэтому население зачастую ждет. Это справедливое нарекание. В этом году нам еще повезло с погодой. В 2016 году в конце ноября была эпидемия гриппа. Тогда в сутки в среднем поступало 1,2 тыс. вызовов. Мы в среднем более-менее спокойно можем обслужить 360-400 вызовов.

К примеру, на 540 тыс. населения в городе Фрунзе было 54 бригады Скорой помощи, сегодня на 1,2 млн — 38. То есть нас сократили, мы даже не можем выйти на уровень 1990 года, из 54 бригад было 10 детских бригад, когда на каждой подстанции было по 10 бригад. Сейчас у нас в каждой подстанции по 4 бригады. Вот, к примеру, в южных микрорайонах столицы есть 2-я подстанция, там 4 бригады, а зона обслуживания: село Чон Арык, вниз по Садырбаева, по железной дороге до Шабдан Баатыра и вверх — село Кок-Жар. И все микрорайоны. К тому же у нас 48 новостроек.

Вчера было 637 вызовов, позавчера — 730, из них 196 опозданий, обслужили 513 вызовов, из которых 123 госпитализированы. Если посмотреть ситуацию по педиатрии — 71 вызов поступил, 62 вызова выполнены с опозданием. Это практически 70%. У нас не хватает педиатрических бригад, а город молодой, детей много. Но педиатров не хватает в целом по стране, что в поликлиниках, что в стационарах. Если бы не внешние совместители, которые работают вне штата, то не знаю, как бы мы работали. Каждый третий у нас внешний совместитель.

Машины Скорой помощи, где заболевают сами врачи

- Другая большая проблема — материально-техническое состояние машин скорой помощи. Мэрия за счет местного бюджета в 2015 году закупила 12 «Золотых драконов» - очень удачные машины, относительно недорогие, но тем не менее третий год уже нормально работают. Грубых технических проблем не было. Затем за счет японских грантов закупили 9 «Ниссанов» и Минздрав передал 1 «Мерседес». То есть у нас в 2015-2016 годах в автопарк пришло 22 машины. Конечно, это был большой плюс. Но мы работаем круглогодично и у нас на списании в автобазе около 30 машин. К примеру, работают «Тойоты», которые получили по японскому гранту в январе 2000 года, они в эксплуатации почти 18 лет. Срок эксплуатации машин составляет 3 года. То есть пятикратно превысили эксплуатацию. Естественно, там щели, из-за этого наши сотрудники простывают, потому что дует, машины холодные. Они прошли свой срок.

скорая

Таким образом, в автопарке у нас из 38 машин 22 — новые, 6 — относительно новые, остальные все старые, которые уже давно списаны. И самое катастрофичное это то, что ФОМС в 2018 году не планирует закупать машины скорой помощи.

«Колесный» стимул

- Нам зарплату поднимали в 2011 году. Это было 6 лет назад. Вся проблема в этом базовом окладе — он составляет 5 тыс. сомов, естественно, все надбавки только к нему идут. У нас когда-то была надбавка за выслугу. Это, к сожалению, убрали. Мы называли его «колесным», то есть это выездной стаж. Это был мощнейший стимул для того, чтобы люди работали и, чтобы не хотели уходить. Потому что по этой «колесной» системе, предположим, человек 10 лет отработал, к нему к зарплате шла надбавка 70%. То есть у него был так называемый «колесный стимул». В тот момент наши врачи на порядок выше, чем в стационарах. Это один из элементов закрепления кадров на местах. Сегодня текучесть очень высокая. Когда подняли зарплату, его автоматически убрали. Дали нам хорошо, но в то же время все, что мы имели, у нас забрали. Конечно, этот вопрос должен решаться на уровне парламента и правительства. Сегодня мэрия дает нам надбавку, но это местный бюджет. ...Пока мы не повысим базовый оклад, у нас так и будет.

Фельдшера за врачей

- Вообще, медицина финансировалась по остаточному принципу, а в медицине Скорая помощь финансируется по остаточному принципу. Про нас вспоминают, когда очень плохо, когда авария. Почему я сегодня этот вопрос поднимаю, потому что за октябрь-ноябрь очень много ушли. В преддверии зимы нагрузка будет ложиться на Скорую помощь.

Предположим, 2 кардиологические бригады. Остальные все фельдшера. Они уже не могут обслужить сердечные случаи. Мы им давали транспорт, они без врачей сами выезжали. Это ни в какие рамки не входит. То есть самостоятельно мы кадровую проблему не сможем решить. Нужна помощь Министерства здравоохранения, правительства. У нас получается замкнутый круг: люди уходят, потому что тяжело, а тяжело, потому что не хватает людей. Нагрузка падает на остальных.

Что предлагает глава Центра?

- У меня есть предложение — это узкие специалисты, которые закончили КГМА, чтобы они прошли у нас стажировку. Мы их своими силами обучим, у нас есть прекрасный тренинг-центр. И мы получим молодых специалистов. А в перспективе, я думаю, нужно сделать квоту на Скорую помощь.

Другое предложение — сделать квоту, чтобы врачи общей практики были распределены на Скорую помощь волевым решением Минздрава.

Третье — было бы хорошо, если бы профильный комитет Жогорку Кенеша поднял вопрос возврата тех «колесных».

Я готовлю экономическое обоснование, чтобы надбавку мэрии получали также внешние совместители, которые работают вне штата. Надбавку получают только сотрудники, работающие на ставку. У нас еще могли бы работать на полторы ставки. На полставки надбавка не распространяется. Я предложил, чтобы она распространялась на полставки тоже. Получается, врач, который работает на полторы ставки, получал бы не 4 тыс. сомов, а 6 тыс. Таким образом, для врачей в год ушло бы на надбавки дополнительно 400 тыс. сомов, для фельдшеров и санитаров — 200 тыс. сомов.

скорая помощь

Однозначно, что с сегодняшней ситуацией мириться нельзя, потому что мы экстренная служба. Когда, не дай Бог, что-нибудь случится, я не могу оперировать тем, что мне некого послать. Я не могу оперировать тем, что вместо кардиологической бригады приехала бригада без врача, потому что у нас нет врача.

Например, сегодня мы подписывали графики, я сказал, чтобы с 31 декабря по 2 января работали все бригады. Чтобы 100-процентный выход был. Потому что в этот период очень много вызовов. Кто-то переел чего-то, кто-то перепил. Поэтому мы должны быть готовы. Но сегодня, может быть смешно звучит, но Скорая помощь сама нуждается в помощи. На самом деле ситуация очень серьезная. Администрация ждет кардиологов, педиатров, невропатолог, психиатров. И надеется на молодых специалистов, которые готовы помочь городу Бишкек.

Самое важное – на канале АКИpress в YouTube. Подпишись!

Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения
Комментарии
Для добавления комментария авторизуйтесь
Специалисты рассказали, как распознать гепатит А Если один член семьи заболевает гепатитом, обследование должны пройти все, - врач Как кыргызстанцы заболевают вирусными гепатитами? Пояснение врача За три месяца в медучреждения обратились 156 человек из-за укуса клещей Врач назвал 3 предупреждающих знака для срочного обращения к терапевту Женщины часто оказываются в более уязвимом положении перед туберкулезом, - медики Сезон кишечной инфекции. Эпидемиологии рассказали о профилактике пищевых отравлений
×