Опыт, сын ошибок трудных:
Когда Кыргызстану ждать электронную базу данных лекарств?

Делегация медицинских специалистов из Кыргызстана с 22 по 25 мая находилась с визитом в Турции для ознакомления с практикой применения баз данных по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.
23:56, 30 мая 2017

Делегация специалистов из Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, а также несколько врачей находились с 22 по 25 мая 2017 года с визитом в Турецкой Республике для ознакомления с практикой применения их баз данных по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

Так, согласно данным Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, поездка была организована в рамках реализации «Концепции создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике», утвержденной постановлением правительства от 27 октября 2015 года.

Турция была выбрана как страна с успешным опытом внедрения базы данных по лекарственным средствам и медицинским изделиям, наиболее приемлемой в плане ознакомления. Всемирная организация здравоохранения представляет турецкую базу данных в качестве образцовой.

В состав делегации вошли:

1. Гульмира Шакирова, директор Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;

2. Мариям Джанкорозова, консультант Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

3. Нургул Аднаева, консультант по созданию и внедрению Национальной базы данных лекарственных средств Министерства здравоохранения КР;

4. Замир Акаев, заведующий отделом регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

5. Нурлан Дуйшеналиев, заведующий центральной контрольно-аналитической лабораторией Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

6. Алмаз Нурмаматов, советник директора Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

7. Чынара Мамбеталиева, начальник отдела сертификации Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

8. Майя Мусаева, ведущий специалист отдела регистрации Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

9. Меруерт Балденова, ведущий специалист отдела специализированной экспертизы лекарственных средств Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

10. Аида Ибраимова, ведущий специалист отдела специализированной экспертизы изделий медицинского назначения Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники;

11. Эльзар Токтоназаров, врач отделения сосудистой хирургии Национального госпиталя Министерства здравоохранения КР;

12. Шаятбек Абдурахманов, директор Ошской клинической больницы Министерства здравоохранения КР;

13. Эрнис Тилеков, исполняющий обязанности директора Национального центра онкологии Министерства здравоохранения КР;

14. Жаныбек Карабаев, директор Жалал-Абадской областной объединенной больницы Министерства здравоохранения КР.

В Турции базами данных по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения занимается Turkish Medicines and Medical Devices Agency (TMMDA), Турецкое госагентство по лекарствам и медицинским изделиям.

Это отдельный от Министерства здравоохранения орган со своими бюджетом и президентом, но при этом все равно подчиняющийся Минздраву.

В его струтуре трудятся более 1000 человек на 80-миллионное население Турции.

Агентству понадобилось около 12 лет, чтобы внедрить полноценные базы данных по лекарственным средствам и медизделиям.

День 1. Что такое база данных?

В столице Турции, Анкаре, 22 мая делегация из Кыргызстана познакомилась с представителями административного корпуса Турецкого госагентства TMMDA, а также приняла участие в ряде сессий, которые рассказали об особенностях современных баз данных по лекарственным средствам и медицинским изделиям.

Так, например, участники узнали, что в Турции запрещены аптечные сети. «Здоровье гражданина превыше бизнеса», - отметил представитель турецкой стороны.

В то же время все фармацевтические склады на территории страны принадлежат частным лицам, а чтобы открыть аптеку, предпринимателю необходимо сначала окончить фармацевтическое направление в вузе.

Цены на лекарства и медизделия также регулирует TMMDA: ни одному учреждению, включая аптеки и госпитали, нельзя завышать или занижать назначенные цены, которые легко можно отследить онлайн.

Особый акцент был сделан на систему штриховых кодов (баркодов): в Турции она настолько развита, что госагентство может наблюдать за передвижением даже одной упаковки лекарства от производителя до пациента, и все это в онлайн-режиме.

1

20

Из основных плюсов турецкой системы, на которые Кыргызстану стоило бы обратить внимание, по мнению консультанта Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Мариям Джанкорозовой, это общая информационная система, которая базируется на единых стандартах.

«У них единые каталоги, единые глоссарии, и все эти ведомства — что Министерство социального страхования, что Агентство по лекарствам и медизделиям, что Министерство здравоохранения, Таможня — у них у всех общий подход к информационным системам, и все сделано на единой платформе. Вот это правильный, очень концептуально правильный был подход, что все их услуги, все движение в системе здравоохранения, вся оплата сопровождаются или производятся через информационные системы. Это обеспечивает прозрачность системы, подотчетность. Можно отследить, как ресурсы используются, насколько эффективно ресурсы используются, посмотреть в системе здравоохранения, где есть возможности для оптимизации. Конкретно в отношении лекарственных средств — это почем продаются, почем покупаются лекарства, через это они могут мониторить вообще использование всех лекарств, как по ценам, так и по использованию», - отметила М.Джанкорозова.

«Я думаю, что нам будет легче, потому что люди, когда уже изобрели велосипед, то нужно просто правильно его перенять и побыстрее на нем поехать. Нам легче. Люди продумали многие вещи. Мы можем этот опыт уже перенять и использовать. А потом, у нас все это может быстрее получиться, потому что у нас страна маленькая. Как говорится, маленький корабль более маневренный, быстро может повернуться, в какую сторону надо... Мы из-за того, что компактные, можем быстрее организовать. Это уже вопрос политической воли и вопрос технических компетенций. Когда правильные люди занимаются правильными вещами, то можно получить быстрый результат, а можно это поручить технически некомпетентным людям, и тогда мы можем на года завязнуть в этой проблеме и ничего не получить», - подчеркнула специалист.

1

7

День 2. Работа фармацевтического склада

Представители Турецкого госагентства TMMDA 23 мая поделились с делегацией из Кыргызстана о планах по дальнейшему развитию систем баз данных, связанных с оборотом лекарственных средств и медицинских изделий, обязательствах отечественных и зарубежных компаний-производителей, а также владельцев аптек.

Стороны подробнее обсудили применение системы штрихкодов, которая помогает тщательно отслеживать движение лекарственных средств. Здесь предусмотрено несколько уровней защиты: на базе упаковки лекарственного средства, на базе блока (к примеру, 12 упаковок) лекарственного средства, далее — коробки и в итоге — целой партии. Каждый уровень защищен своим штрихкодом, который содержит в себе всю необходимую информацию о лекарстве, производителе, номере партии и проч.

После обеда делегаты посетили один из самых крупных фармацевтических складов страны, расположенный в Анкаре, где на практике ознакомились с работой системы штрихкодов.

Турецкая сторона подробно рассказала и показала весь путь лекарственного средства (даже в единичном экземпляре): производитель —> склад —> аптека/госпиталь —> потребитель. Турецкое госагентство по лекарствам и медицинским изделиям с помощью этой системы полностью отслеживает весь путь, контролируя качество и цены, тогда как потребитель может узнать подробности о покупке, считав данные с штрихкода, с помощью простого приложения для смартфона.

Работа на складе во многом автоматизирована, но человеческое участие остается важным, регулирующим весь процесс.

1

32

День 3. Основа оборота лекарственных средств — производитель

Делегацию из Кыргызстана 24 мая отвезли на одну из самых крупных фабрик по производству лекарственных средств в Турции, которая расположена в Стамбуле. Компания, основанная в 1912 году, охватывает 8% фармацевтического рынка страны. Сегодня она имеет филиалы по всему миру, включая Казахстан, и предоставляет рабочие места более 3 тыс. человек на территории одной Турции.

Компания производит не только генерики (лекарственные средства, продающиеся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата), но и оригинальные препараты против диабета, дерматологические продукты, препараты для желудочно-кишечного тракта, нервной, дыхательной и мочеполовой систем и проч.

* Производство засекречено, и фотографировать здесь нельзя. Общую картину представляет ролик, имитирующий путешествие основателя компании в будущее, чтобы понять, стоит ли ему продолжать заниматься фармацевтикой.

Итоги

Директор Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения Кыргызской Республики Гульмира Шакирова:
«Нам необходима эта система, система именно отслеживания лекарственных средств. 97% импорта, поэтому мы можем не бояться относительно [внедрения системы] баркодов...  Думаю, здесь ничего Кыргызстан не теряет. В целом, у нас будет отслеживание, контроль за лекарственными средствами. Фальсификация будет полностью исключена, контрабанда исключена. Сейчас контрабандный груз из России, Казахстана приходит на наш рынок, поэтому вот эта система нам необходима как можно быстрее».

«На цены, в принципе, тоже сможем влиять. Влиять не таким прямым методом, как в Турции, если они самое минимальное берут, анализируют и заводам-производителям устанавливают, то у нас можно на оптовые регулировать методом надбавок. То есть ты не будешь прыгать больше 10%, например. Вот твои 10% — это прибыль, или 20%, в зависимости, конечно, еще с этим надо поработать с фармпоставщиками. Но мы ничего не потеряем. Это только плюсы».

«Очень хорошие плюсы — это контролировать просроченные лекарства, потому что крупные компании, зная, что сроки истекают, они на наш рынок дают под 50%. Если срок подходит, 2-3 месяца или полгода остались, то нашим посредникам они цены хорошенько скидывают. Но те, которые на нашем рынке посредники, они вступают в сговор с руководителями лечебных учреждений и оприходуют по максимальной цене... А эта система позволит контролировать сроки с момента пересечения с помощью системы баркода, по которому считается срок, он уже будет автоматически в уполномоченном органе, и даже сам пациент увидит — вот по этой серии вот такой срок».

«Та наша база данных, которая, мы считали, что это действительно база данных, которую мы ведем, мы, оказывается, просто делаем государственный реестр лекарственных средств. Но на сегодня есть очень много фармкомпаний, которые работают незаконно, без регистрации, обходя государственные органы. Поэтому необходима срочность [во внедрении] этой системы».

Консультант по созданию и внедрению Национальной базы данных лекарственных средств Министерства здравоохранения Кыргызской Республики Нургул Аднаева:

«У нас в Кыргызстане реформы проводим в течение 20 лет, создана информационная система. Но в настоящее время информационная система — имеются в виду конкретно базы данных по различным направлениям — имеет фрагментарный характер. Невозможно интегрировать все базы данных. В принципе, у нас базы данных по населению, по застрахованным гражданам, по приписному населению имеется частично, фрагментарно… А вот объединить, чтобы мы разговаривали на одном языке, это невозможно, потому что нет стандарта. Не был создан стандарт информационной системы».

«В первую очередь мы даем доступ к медицинским услугам населению. Мы должны думать о населении, чтобы было удобно, комфортно, качественно и безопасно. И с приходом министра Талантбека Батыралиева, он дал такую идею — почему не создать такую базу? Что мешает Кыргызстану сделать? Чем мы хуже? У нас потенциал высокий... Мы не знали, что есть такая база данных, которая интегрирует, отслеживает движение лекарственных средств от границы до конечного потребителя... Каждый работал для себя. А почему мы должны работать только для себя, не думая о народе?»

«Мы не говорим, что это стоит больших денег. Я бы сказала, что не только деньги решают все проблемы. Решают люди. Мы сами создаем и сами решаем. Например, главный врач Жайылской районной больницы, главные врачи Иссык-Кульской областной больницы и Ошской детской больницы... за короткое время они создали у себя электронное здравоохранение. А остальные главные врачи почему сидят? Почему нет у них стремления улучшить жизнь нашего народа? В первую очередь, предоставить качественную медицинскую помощь, хорошую медицинскую помощь и обеспечить безопасными препаратами».

Специалист поделилась, что это была не первая поездка в Турцию кыргызстанских специалистов: уже было несколько визитов, разных специалистов, чтобы у них была возможность увидеть, как работает налаженная система. Тогда за год была проделана емкая работа, особенно в области нормативного права.

«В первую очередь, должна быть политическая воля. Она была у нас. Второе, посчитать, сколько стоит национальная база данных, тоже время ушло на это. И расписать бизнес-процесс: с чего мы должны начинать и к чему мы должны стремиться. Когда в первый раз приехала делегация, мы глубоко изучали опыт турецкой системы, и они нам объясняли до мелочей, чтобы не ошибиться».

Поездка для специалистов Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники прошла в первый раз, чтобы они смогли увидеть комплексную работу, начиная от регистрации лекарственного препарата и до его доставки пациенту.

«У меня есть вера и надежда, что мы, команда Министерства здравоохранения с другими министерствами, совместно работая, создадим такую национальную базу данных. Это является действенным механизмом борьбы против коррупции. А когда снижаются риски коррупции, увеличивается бюджет, большая доля пойдет в Министерство здравоохранения. Здесь: повышение заработной платы, увеличение конкуренции между врачами и даже между государственными и частными больницами, а также порядок в предоставлении фармуслуг со стороны фармкомпаний».

P.S.

Для четырех врачей из Кыргызской делегации была организована отдельная экскурсия по одной из больниц Стамбула, а также встреча с ее руководством. Стороны обсудили развитие системы электронного здравоохранения.

Врач отделения сосудистой хирургии Национального госпиталя Министерства здравоохранения Кыргызской Республики Эльзар Токтоназаров поделился:

«На мой взгляд, в Кыргызстане у руководителей лечебных организаций и у обычных врачей сложилось стереотипное мышление о том, что все можно решить только деньгами. На самом деле, нет. Если купить супер-современное, дорогое оборудование, его нужно обеспечивать, смотреть. Все-таки это не самое главное. Самое главное — это грамотные человеческие ресурсы. Это я в каком плане говорю? Нужно больше людей».

«Электронную систему здравоохранения [в Турции] давно поняли, они к этому очень долго шли, через ошибки. Но к чему они пришли? Они пришли к созданию огромных баз данных, это называется «big data», то есть миллионы терабайтов данных, касающиеся состояния здоровья всего населения, включая базы данных лекарств, человеческих ресурсов. Все-все есть в электронном виде, и это не просто отсканировано: оно живое, то есть эти базы данных постоянно обновляются, двигаются ежесекундно».

«В нашем понимании электронное здравоохранение — это какая-то автоматизация какого-то госпиталя. Нет. Здесь понятие очень обширное, очень сильное — сильная интеграция между большими системами. У нас такое стереотипное мышление, что это некая программа, которая просто имеет интерфейс и работает внутри одной больницы и не взаимодействует с другими системами... [В Турции], если пациент поступил по ID-карте, они уже точно знают всех его родственников, всю его историю болезни, от чего он лечился, какие у него анализы...»

«Путь очень долгий. Может Кыргызстан к этому идти 20-30 лет, а может и 2-3 года. Все зависит от заинтересованности самого общества, нашего социума. И у нас очень много плюсов. Приведу такую пословицу: на чужих ошибках всегда легче учиться, это и стоит делать. То есть у нас есть возможность учиться на чужих как ошибках, так и достижениях, перенимать опыт. Нам нужен диалог, нужно вести большой диалог, именно пока что политического плана. Нам нужно создать когорту таких людей, экспертов в этой области, которые потихоньку будут создавать такое «облако» вокруг себя, которое поможет. То есть это не может сделать одно министерство, Минздрав, например, или ДЛОиМТ или ФОМС, нет. Это должна быть когорта заинтересованных людей, во главе которых будет стоять именно политически жесткий человек и будет показывать в одну сторону дорогу, в какую сторону идти».